Главная / Цифровая археология / Музей ASV / ПК "Специалист", ASV Edition

История этой модификации ПК "Специалист" началась в 1991 году.

Я был на последнем курсе техникума и уже занимался дипломной работой. 410я лаборатория была закрыта - я над дипломом работал в УПМ (учебно-производственные мастерские). Однажды привели председателя производственного кооператива "ЭВМ-Союз" и показали ему на меня - что вот мол - он этим занимался.

Главным источником дохода этого предприятия была сборка клонов ZX Spectrum и их продажа. У руководства кооператива была идея идея заняться производстом более серьёзного компьютера, подходящего для работы. В качестве основы решено было взять Специалист и хорошенько его расширить. И вот мне предложили заняться Специалистом.

Разумеется, я не мог отказаться от такого предложения. Из всех знакомых к работе над этим компьютером удалось привлечь лишь двух человек - Игоря Бугунова (aka Lazy Bones) и Максима Колесниченко (aka Max Kolski). Игорь хорошо помог в работе над контроллером дисковода, а Максим в основном работал как тестер. Позднее, к разработке второй версии дисковой операционной системы подключился мой одногруппник Алексей Коваленко.

В результате двух лет интенсивной работы (параллельно с учёбой) получился весьма интересный компьютер. Но он так и не пошёл в мир - было сделан всего в четырёх экзеплярах-прототипах.

Если с разработкой аппаратного обеспечения дела как-то продвигались, то в программной части пользователям было практически нечего предложить. Привлечь программистов для написания программ под эту платформу так и не удалось. Что-то было сделано своими силами, но этого было явно недостаточно.

Итак, немного об аппаратной части.

В качестве центрального процессора по-прежнему остался К580ВМ80. Это было пожалуй самым слабым местом компьютера. Попытки заменить его более быстрым были предприняты лишь в самом конце - перед свёртыванием работ над компьютером.

Первым делом было решено подключить к специалисту дисковод. За основу контроллера дисковода был взят контроллер дисковода ZX Spectrum.

После того, как обмен данными с дисководом заработал, началась разработка дисковой операционной системы.

Главная идея в отношении этой DOS - совместимость по формату записи на дискеты с MS DOS. Собственно мы так её и называли - MS DOS. Некоторого внешнего сходства с настоящей MS DOS у нас получилось добиться.

Дальше началась разработка новой BIOS, которая содержала в себе драйвер дисковода и позволяла загружать с дисковода операционную систему. Внешне этот BIOS сделали похожим на PC'шный American Megatrends BIOS.

Параллельно с разработкой BIOS к специалисту была подключена микросхема часов реального времени с энергозависимой CMOS-памятью К512ВИ1. BIOS мог устанавливать дату и время в этой микросхеме.

В то время стали доступны микросхемы памяти РУ7 на 256 килобит. Линёвская плата была разведена под три ряда микросхем РУ6, что позволило легко расширить память до 512 килобайт путём установки двух рядов микросхем РУ7. Поскольку сам микропроцессор мог адресовать только 64 килобайта памяти, пришлось сделать страничное переключение памяти.

Для специалиста 512 килобайт памяти было даже слишком много. Приложений, использовавших её так и не было написано. Был только драйвер, делавший из расширенной памяти электронный диск.

Но по меркам PC 512 килобайт уже не впечатляли. У знакомых на работе кое где уже были PC с двумя мегабайтами памяти.

В BIOS специалиста для солидности была сделана имитация теста памяти. Фактически только перебирались цифры, отсчитывающие объём памяти. Ну и чтобы производить более мощное впечатление - зашили в BIOS отсчитывать 4 мегабайта памяти. Цель была достигнута - челюсти знакомых падали на ура. Потом долго приходилось объяснять, что это шутка.

У микросхем РУ7 была очень интересная особенность - длинный цикл регенерации. Доходило до того, что после выключения компьютера и последующего его включения - данные не успевали исчезнуть. Это натолкнуло на мысль о том, что можно сделать небольшой хак с графической подсистемой.

На специалисте выборка данных из видео-ОЗУ одновременно являлась механизмом регенерации памяти. Структура видеопамяти и вертикальное разрешение в 256 точек позволяло получить аппаратный вертикальный скроллинг экрана, если между формирователем адреса и адресной шиной поставить восьмиразрядный сумматор. Одно значение сумматор брал от формирователя адреса, другой - от регистра вывода, содержащего смещение экрана.

Сначала боялись, что такой хак с регенерацией будет приводить к потере данных, но на практике всё оказалось просто замечательно. Медленный скроллинг экрана был побеждён. В BIOS была введена поддержка этого скроллинга и был добавлен знакогенератор 8*8 символов. Это уменьшило количество символов в строке, но зато значительно ускорило вывод символов. Этот режим вывода символов стал основным.

Был подключен таймер К580ВИ53. Два канала были задействованы под генерацию звуков (aka PC Speaker) и один канал был зарезервирован под контроллер прерываний.

С контроллером прерываний ничего не получилось - или я недостаточно разобрался со схемотехникой его подключения, или попались неисправные контроллеры. Никаких признаков жизни от контроллера прерываний получить не удалось. Микросхемы оказались очень редкими и работу над контроллером прерываний пришлось отложить.

После того, как я подключил к специалисту ЦАП (aka Covox) - я чуть не завалил экзамен по физике. Вместо того, чтобы готовиться к экзамену - игрался со звуками, взятыми из Scream Tracker. Самому никак не получалось настроить воспроизведение сэмплов по нотам. Поэтому позвал в гости Алексея Янсона - у него как никак за плечами была музыкальная школа.

На Алексея звуки произвели большое впечатление - тогда он ещё не знал про табличный синтез и был весьма удивлён тем, что компьютер может играть "настоящими инструментами". Вдвоём пришли к выводу, что микропроцессор недостаточно быстрый, чтобы можно было настроить синтез звуков по нотам.

Зато наигрался с ударными. Сколько влезло загрузил в память всяких сэмплов ударных инструментов, назначил разные инструменты на разные клавиши и сидел барабанил... впрочем, это быстро надоело.

Позднее был подключени спектрумовский AY. Даже получилось подключить музыкальную клавиатуру и поизображать синтезатор. Клавиатура оказалась с очень плохими контактами - играть было просто невозможно.

Подключение "цветной" графики было скорее забавой, чем практической разработкой. Причём хотелось настоящей графики - где цвет устанавливается для каждой точки. Доступных цветных мониторов не было, поэтому всё ограничилось градациями серого.

Единственным совместимым вариантом было использование плоскостной графики. На макетной плате выросли три башенки микросхем РУ6, что дало три дополнительные плоскости и для каждой точки можно было установить одну из 16 градаций яркости.

Владислав Багинский в то время работал в фирме, занимавшейся производством сканнеров. У него были взяты несколько TIF'ок и был написан примитивный просмотрщик неужатых TIF'ов. 16 разрядов уже хватало для того, чтобы картинка выглядела как фотография. Правда показывалась она крайне медленно - перепаковка изображения из байтов в битовые плоскости занимала очень много времени.

Большинство этих расширений делались так называемым "проcтранственным трёхмерным дизайном". Когда одна микросхема напаивалась на другую. Перед напайкой все неконтактные ножки отгибались и укорачивались. Самые высокие башенки были в графическом контроллере - 8 микросхем.

Вид с другого ракурса.

Вид в сборе.

Каким-то образом мне досталась клавиатура от DEC Workstation. К PC она не подходила и мне её отдали бесплатно. Решил, что самым дешёвым способом её подключения к специалисту будет перерезать некоторые дорожки на плате клавиатуры и подвести столбцы и строки матрицы клавиатуры к порту клавиатуры специалиста. Кабель для такого фокуса пришлось делать самому. Я взял шланг от капельницы и протянул через него нужное количество тонких изолированных медных проводов.

После подключения этой клавиатуры работа на специалисте перешла на качественно иной уровень.

Корпус системного блока мне тоже достался как подарок. Алексей Кулешов сделал его из корпуса кассетного магнитофона. Делал он его для Спектрума. Но когда он собрал Поиск-2 (клон PC/XT), Спектрум ему стал неинтересен и он корпус отдал мне.

Вот ещё один недоделанный прототип:

Как ни удивительно, но даже при таком ворохе проводов прототипы отработали несколько лет.

В ЭВМ-Союз прекратили заниматься компьютерами в 1993 году, но я по инерции продолжал развивать проект ещё в течении года.

Окончательно остановило этот проект начало эры IBM PC. Эти компьютеры становились всё более доступными - у меня дома появилась 286я, и я переключился на разработку программного обеспечения под IBM PC.