[Назад...]         [Содержание]         [Далее...]

Предисловие

    Я с большим удовольствием согласился написать предисловие к монографии профессора Тимната. Прежде всего я хотел бы подчеркнуть выдающиеся заслуги автора как ученого и педагога - специалиста по ракетным двигательным установкам на твердом и жидком топливах.

    В связи с тем что в последние два десятилетия появилось много новых идей и разработок в области ЖРД и РДТТ, публикация о новейших достижениях в этой области науки и техники в высшей степени полезна. Именно такую роль я отвел бы монографии проф. Тимната.

    Одной из особенностей обсуждаемой области знания является то, что она объединяет в себе множество дисциплин, включает различные научные и технические аспекты. При изложении материала автором монографии используется комплексный подход, связывающий воедино актуальные и технические дисциплины, что, несомненно, сделает ее интересной для широкого круга читателей с разным уровнем профессиональной подготовки: от студентов до инженеров и ученых. Читатели найдут в книге много полезной информации как из области ракетного двигателестроения с целым рядом приложений мирного и военного назначения, так и в смежных областях техники, таких, как энергетика и химическая технология.

    Часто бывает так, что попытки комплексного и исчерпывающего рассмотрения обширного научно-технического направления приводят к созданию объемистой монографии, которую трудно и нередко скучно читать. В данном случае автору удалось этого избежать благодаря удачному подходу к построению книги и изложению материала, для которого характерны выбор ключевых тем, устранение ненужных усложнений, выделение наиболее важных результатов и идей, которые сулят наибольшие перспективы в будущем. Материал в книге изложен ясно, содержит много информации и легко читается.

    Я хотел бы проиллюстрировать сказанное на нескольких примерах, приводя их в том же порядке, которому следует автор. Что касается твердотопливных ракетных двигателей, то в книге описаны основные проблемы в этой области науки и техники. В частности, подчеркивается взаимосвязь стационарного режима горения с переходными режимами и проводится анализ неустойчивостей. При рассмотрении неустойчивой работы силовой установки выделяются физические явления, которые могут усиливать или демпфировать колебания. Включены также разделы о бессопловых РДТТ, для которых существует ряд приложений. Поиск компромисса между упрощением конструкции двигателя и ухудшением его характеристик - сложная, но интересная проблема.

    При описании ракетных двигательных систем на жидком топливе автор стремится излагать материал доступно, не упуская при этом из виду важные явления, происходящие на каждой стадии превращения окислителя и горючего, от их подачи в камеру сгорания до истечения газообразных продуктов через сопло. Для некоторых типов систем рассмотрена проблема моделирования горения. Получение высоких характеристик в двигательных установках такого типа связано с необходимостью использования системы впрыска, обеспечивающей мелкодисперсное распыление и последующее эффективное равномерное смешение компонентов топлива, однако такие требования, как правило, несовместимы с требованиями к устойчивости горения. При этом часто бывает трудно найти компромиссное решение. Нередко в этом случае приходится использовать акустические поглотители, которые усложняют конструкцию камеры сгорания.

    Большое внимание уделено гетерогенной структуре потока в камере сгорания. На практике, кроме того, наблюдается и существенная стратификация течения, при которой в каждом слое имеется свое соотношение компонентов топлива. Указанное противоречие между требованиями к высокой экономичности двигательных установок и к устойчивости горения до сих пор не разрешено.

    Описаны новые концепции жидкостных ракетных двигателей (предназначенных в основном для космических летательных аппаратов многоразового использования или гиперзвуковых ракет), в том числе конструктивные схемы с центральным телом и соплом со сдвижным насадком и схема двигателя на двух горючих, одно из которых - высокоплотное - применяется для начального этапа полета, а другое - легкое - обладает высокими энергетическими характеристиками. Последняя схема позволяет использовать общую двигательную установку на протяжении всего полета. Обсуждаемые схемы дают больший простор для конструкторских решений и способствуют повышению характеристик ракет-носителей.

    Целая глава посвящена эксплуатационной гибкости двигателей, достигаемой путем регулирования модуля и вектора тяги.

    Наконец, в двух главах рассматриваются различные приложения ракетных двигателей на твердом и жидком топливах. Хотелось бы отметить также то, что вопросы теории и практики в книге хорошо сбалансированы, что делает ее особенно приятной для чтения.

    Я надеюсь, что специалисты по ракетным двигателям встретят с одобрением эту работу, и ей будет сопутствовать, несомненно, заслуженный успех.

М. Баррер
ONERA, Париж


[Назад...]         [Содержание]         [Далее...]